тонкости профессии:

Чего хотят мужчины от уроков верховой езды?

С мифологии античных времен и до произведений всех жанров наших дней литература полна образами мужчины на коне. Они были всегда — в разных культурах и эпохах. Но не так много прекрасных всадниц воспето мастерами художественного слова. Мужественность часто дополнялась силой лошади, в то время как женщина верхом на коне представлялась чем-то за рамками норм и устоев.

В современной реальной жизни все наоборот — на десяток девушек-всадниц хорошо, если найдутся один-два парня. Официальная статистика в разных странах мира подтверждает заметную невооруженным глазом разницу — доля женщин в верховой езде составляет 75−80%.

Почему же так мало мужчин приживается в конном спорте? Правда, надо признать, что те, кто все-таки посвящают себя лошадям, добиваются действительно высоких результатов — среди спортсменов Олимпийского уровня мужчин больше.

Что же в мужчинах такого особенного, что объяснило бы сложившуюся ситуацию?

Рассмотрим базовые психологические характеристики и оставим за скобками чисто анатомические особенности мужчин, из-за которых верховая езда для них может быть не очень комфортной и болезненной.

Психологически и физиологически мужчина активен, агрессивен, решителен, стремится к доминированию, контролю, соревнованию и достижениям. При этом его эмоциональность невысока. Традиционная социальная мужская роль — быть добытчиком, защитником, воином. Мужчину ценят за его достижения и профессиональные успехи, а женщину — за внутреннее состояние, выраженное в уютном доме, счастливой семье и детях. В отличие от женщин мужчины мало ориентированы на выстраивание отношений, им нужны конкретные результаты. Чувства их мало заботят.

Вот и виды спорта делятся на «мужские» — агрессивные, требующие принятия решений — и «женские» — больше связанные с артистизмом, экспрессией. Верховая езда стоит несколько особняком. Ей присущи и мужские, и женские качества, не зря оба пола соревнуются тут на равных. Но почему же мужчинам не очень уютно в конном спорте, особенно на его начальных уровнях?

Так сложилось в общественном сознании, что женщину с мужскими качествами мы воспринимаем спокойно и даже восхищаемся ею. Вот она, сильная, смелая, агрессивная, знает, чего хочет, и всего добивается сама. Мужчина с женскими качествами — мягкий, эмоциональный и чувствительный — скорее, нонсенс. Такого общество осуждает, считает отклонением от социальной нормы.

Эти гендерные стереотипы становятся для мужчины препятствиями на пути развития как всадника. Ну как он, такой сильный и отважный, станет присоединяться к лошади, выстраивать с ней какие-то там тонкие отношения, когда ею надо просто управлять и добиваться результатов? Поэтому этап, когда нужно научиться слышать, понимать и чувствовать лошадь, оказывается не каждому всаднику мужского пола по силам.

Кроме того, поначалу на любые спортивные занятия мужчины смотрят, как на игру, развлечение, и только позже настраиваются на успех и спортивные победы. Женщины же больше склонны воспринимать тренировки, как серьезный труд, работу на собой.

Как с этим гендерными различиями работать тренеру?

Поскольку большинство тренеров по верховой езде — женщины, которые в свою очередь когда-то учились у женщин, то об особенностях всадников-мужчин они не очень задумываются. Мы вообще склонны переносить свой собственный опыт в практику обучения других. Иногда можно заметить, что та тренер, которая начала ездить верхом в раннем детстве, не очень хорошо понимает нужды и затруднения взрослых новичков, но прекрасно работает с детьми. И наоборот, те, кто сел на лошадь уже в зрелом возрасте, не имеют своего «детского» опыта, поэтому не так эффективны в обучении детей. Таким специальным тренерским навыкам приходится отдельно учиться.

А тут перед нами мужчины, к которым не применим наш личный опыт женских ощущений в процессе освоения навыков езды. Как тогда женщине учить мужчин? Если не получается интуитивно, по-женски, переходим к науке.
Мужчине во всем нужен смысл. Зачем ему — добытчику и кормильцу, ездить на лошади? Практического смысла в этом нет. Хорошо, значит просто для развлечения. И в чем оно? Скажем, горные лыжи, как досуг и увлечение, — это тоже непрактично и не имеет никакого смысла. Но это модно, дорого, круто, на горнолыжных курортах собирается определенный социальный слой, там тусовка. Там реальные видимые достижения — каждая следующая горка все выше и сложнее, а курорт все дороже. Есть, чем похвастаться. То же самое с бассейном, катком, футболом и даже в тренажерном зале у мужчины есть компаньоны и соперники — с кем можно мериться объемом живота мышц.

А что верхом на лошади? Ты паришься один на один с ней, добиваешься чего-то мало понятного: вот, только что тебе рассказали про округленную спину и подведенный зад — это вообще о чем? Чем тут гордиться? Ведь другие, если они тут вообще есть, этого не видят и не оценят. Кто может себе представить мужчину, который станет хвалиться перед друзьями или женой, что он сегодня идеально ровно проехал по средней линии и остановился точно на Х? А тут еще тренер — эта суровая миниатюрная девушка, которая в тысячу раз лучше него справляется с самым норовистым конем и прыгает через высоченные барьеры, одним своим присутствием обнуляет все поводы для простой мужской гордости.

И еще — девушки, давайте признаемся честно, на конюшне мы смотрим на мужчин свысока, критикуем, издеваемся и командуем ими. И недоуздок-то он держит не так, и седло не той стороной несет, и опилки рассыпал — продолжите список. То есть с точки зрения мужчины — атмосфера не самая дружественная.

А теперь семь ключей к тому, как сделать мужчину счастливым в браке на занятиях верховой ездой:

1. Покажите ему цель — достижимую, реальную, понятную ему и другим. Сначала сформулируйте вместе с всадником цель долгосрочную — например, прыгать метр через полгода. А затем на каждый урок ставьте такую цель, которая приближает к долгосрочной цели. Например, скучный ровный вольт делаем интересным — представляем его, как точный заезд на барьер. То есть любой маленький навык, нудный, если его отрабатывать сам по себе, привязываем к большой цели.

Важно: цель каждого урока должна быть обязательно достижимой в течение урока!

2. Польза или практический смысл того, что он делает. Мужчины по природе лентяи и прагматики, они не станут делать что-то, не приносящее им измеримую пользу. Поэтому включите элементы рабочей выездки в свои занятия и преподносите каждый новый навык в ее свете.

Зачем отрабатывать переходы рысь-шаг или собранная-рабочая-средняя рысь? Чтобы уметь управлять лошадью при движении по опасному грунту — лужам, грязи, камням. Зачем добиваться округлой спины и подведенных задних ног? Для того, чтобы было легче управлять лошадью, а значит тратить меньше усилий и энергии. Серпантины и контр-галоп нужны, чтобы ездить по извилистым лесным тропинкам, прямые линии — по узким мостам или вдоль обрывов. Точные остановки, осаживания, повороты на передних ногах — чтобы открыть ворота, отойти от края обрыва и т. п.

3. Героическое преодоление трудностей по сценарию Ильи Муромца: спал 33 года, встал, размахнулся мечом, победил всех врагов, вернулся обратно на печь. Быстро, эффективно и с минимальными затратами энергии.

Мужчине нужна борьба, чтобы преодолевать препятствия, подвергать себя воздействию стресса, изменять обстоятельства и добиваться успеха. Это его мотивы спортивной деятельности. А вот выносливость — женское качество, и в список мужских доблестей не входит. Поэтому давайте мужчинам такие упражнения и задачи, с которыми можно быстро справиться, пусть и с приложением физических усилий. Заставьте его попыхтеть и вспотеть, но не затягивайте этот процесс.

4. Игра и соревнования очень увлекают мужчин. Если не с кем соревноваться прямо на занятии, пусть соревнуется с самим собой вчерашним. Включайте в тренировки прыжки, элементы вольтижировки, задания на время, то есть любые измеримые упражнения, про которые можно сказать, что чего-то было меньше, стало больше.

5. У мужчины хорошо развиты пространственное мышление и логика. Давайте ему задания, связанные со счетом и числами. Пусть считает число темпов галопа между жердями, число темпов рыси, пока сидит в седле или в полевой посадке и т. п.

Предлагайте почаще пространственные упражнения: маршруты, системы жердей и кавалетти, а также, по возможности, выезды в поля и леса. На открытых пространствах всегда давайте возможность сориентироваться, привязаться к местности — это добавит интереса к процессу.

6. Позитивный настрой. Помним, что мужчины агрессивны, а женщины конфликтны. Не втягивайте мужчину в мелкие споры, дрязги и выяснения отношений — это ему дома от жены или подруги и так достанется. Если его и тут грузить претензиями, он уйдет и не вернется.

7. Личное женское обаяние. Используйте его всегда — дозируемо, осознанно и на пользу процессу обучения и воспитания вашего мужественного всадника. Просто улыбайтесь, в конце концов!