тонкости профессии:

Ответственность всадника перед тренером

Принято считать, что в любом обучающем процессе вся ответственность лежит на учителе. Мол, чем лучше учитель, тем выше знания его учеников. Это стало общей темой — ругать учителей, школу, тренеров за низкий уровень образования, провалы на экзаменах или соревнованиях.

Не исключение и конный спорт. Конечно, тренер несет огромную ответственность перед своими всадниками. Его обязанность давать достоверные знания, быть беспристрастным, аккуратным в оценках и справедливым. Но все же качество его работы лишь отчасти определяет результаты всадника.

Независимо от того, насколько хорош учитель, вы не сможете, к примеру, научиться хорошо играть на скрипке, просто посещая уроки дважды в неделю и не практикуясь все остальные дни. То же самое можно сказать о любом виде спорта, будь то фигурное катание, плавание или футбол. Самый распрекрасный тренер не сделает тело другого человека сильным и гибким без должных усилий со стороны ученика.

В верховой езде ситуация еще сложнее. Чаще всего всадники занимаются один-два раза в неделю. Как правило, все остальные дни у них нет доступа к лошадям, а значит и возможности ездить верхом. Поэтому прогресс в освоении навыков езды очень медленный и постепенный.

Ускорить процесс можно с двух сторон.

Во-первых, предлагайте своим ученикам читать книги, смотреть видеоматериалы, слушать онлайн-лекции и вебинары. Но не бездумно все подряд, что найдется в интернете и на полках книжных магазинов. Тут надо умело направлять и рекомендовать качественные ресурсы.

Материалы должны соответствовать уровню знаний и навыков всадника в данный момент. Для новичка, который бьется над техникой езды рысью в седле, нет никакого смысла погружаться в премудрости выездки уровня Гран-при или биомеханики прыжка. Это как первоклассника учить высшей алгебре — совершенно бесполезно и даже вредно. Избыточная информация без надежного фундамента зачастую приводит к болезненным идеям. У человека может возникнуть желание сделать что-то, но как, зачем и почему — он не понимает. А это может приводит к травмам как лошади, так и самого всадника, и прочим неприятным последствиям.

Во-вторых, мотивируйте всадника заняться общей физической подготовкой. Это могут быть гимнастика, бег, плавание, йога, танцы, езда на велосипеде — любая физическая активность, развивающая равновесие, выносливость и гибкость, прокачивающая длинные мышцы и раскрепощающая тело. Тренажерный зал при этом — не лучший выбор. Тренажеры наращивают силу и мышцы, но не дают умения владеть телом. А именно это качество так важно в верховой езде.

Во время урока ответственность ученика должна быть равна тренерской вовлеченности. Если всадник прикладывает недостаточно усилий для выполнения предложенного упражнения, скорее всего, прогресс в обучении будет минимальным или вообще нулевым.

Всадник должен довериться своему тренеру и стараться выполнить все предлагаемые задачи. В случае межличностного конфликта необходимо обсудить ситуацию и постараться разрешить ее. Настоящий прогресс возможен только во взаимодействии, когда с обеих сторон — и ученика, и тренера — проявляется равная вовлеченность в работу. Ведь цель у них одна и сообща она достигается быстрее.

Об ответственности и необходимых личностных качествах тренера подробно говорится в курсе «Принципы обучения верховой езде и ответственность тренера». Курс адресован начинающим тренерам, инструкторам и учителям верховой езды и всем, кто собирается ими стать.

Семь информативных занятий про тренерскую ответственность, профессиональную этику, отношения со всадниками, саморазвитие и безупречную репутацию. А также принципы обучения верховой езде и стили преподавания — в доступной и понятной форме без лишних слов и только по делу.

Ольга Ерычева
2018