тонкости профессии:

Чем занять родителей юных всадников на уроках верховой езды

На занятия верховой ездой помимо погоды, состояния лошадей и настроения всадников влияет еще один сложный и неоднозначный внешний фактор — это родители, друзья всадников и просто посторонние советчики, вторгающиеся в работу тренера. Что делать с ними и как справиться с нежелательным вмешательством?

Если у вас занимаются дети, вы неизбежно будете вынуждены контактировать с их родителями или старшими родственниками, которые желают присутствовать на уроках и быть вовлеченными в процесс обучения. Друзья или партнеры взрослых всадников тоже нередко занимают зрительские места на занятиях.

Случается, что такие наблюдатели уверены в своем праве вмешиваться в ход занятий как в данный конкретный момент, так и в долгосрочную программу обучения.

Причины для этого разные, но все они кажутся весомыми:

  1. Человек платит за уроки своего ребенка или супруги, поэтому считает себя частью учебного процесса
  2. У человека есть лошадь или была двадцать лет назад, поэтому он знает, как лучше и правильнее, поэтому диктует свои требования к занятиям.
  3. Родители, друзья или супруги точно знают, что именно хочет делать всадник на конкретном уроке, на какой лошади ездить, какие упражнения выполнять.

Важно понимать, что тренер и только тренер отвечает за ход занятия и его результаты. Только тренер решает, какие именно упражнения нужны для развития конкретных навыков, как долго их повторять и каких лошадей при этом использовать. Плюс на тренере лежит ответственность за безопасность всех участников занятия.

Если вы уступите требованиям наблюдателей и пойдете у них на поводу, а в ходе урока возникнут какие-то проблемы — всадник упадет, травмируется, получит травму лошадь и т. п. — отвечать за это придется вам. В ситуации, когда вы изменили ход занятия в угоду родителям всадника и в результате произошел несчастный случай, вам будет очень сложно оправдать свои действия.

Если же вы удержите свою линию проведения занятия и все-таки произойдет какой-то инцидент, ваш профессионализм останется незапятнанным.

Как бы ни было сложно быть одновременно настойчивым и вежливым в отношениях с наблюдателями, тренер должен всегда оставаться авторитетом для своих всадников в любых вопросах, касающихся занятий с лошадьми. Никогда не позволяйте непрофессиональным третьим лицам вмешиваться в ваши занятия и выбирать, что делать.

Разумеется, вы можете прислушиваться к мнениям и пожеланиям, обсуждать пользу каких-то конкретных упражнений, но именно ваше решение должно быть окончательным. Убедите наблюдателей в том, что вы действуете из лучших побуждений и исключительно в интересах всадников.

Не забывайте донести до всех и требовать исполнения следующих правил поведения:

  1. Зрители могут наблюдать за уроком только с определенных мест (трибун, специально оборудованной площадки и т. п.)
  2. Во время урока зрителям запрещается разговаривать или общаться другими способами с тренером и всадниками.
  3. Зрителям запрещается высказывать свое мнение в процессе урока. Все комментарии будут выслушаны по окончании занятия.
  4. Дети, наблюдающие за уроком, должны соблюдать тишину, вести себя спокойно и не делать ничего, что может напугать лошадей.

Наблюдатели должны иметь возможность обсуждать занятия с тренером или администрацией клуба, если это необходимо, но не должны иметь права диктовать свои условия, такие как:

 — на какой лошади хочет ездить их всадник.

 — с каким тренером он хочет заниматься.

 — на каком занятии он будет присутствовать.

 — какие задания всадник будет делать, а какие нет.

В современном мире с его высокими требованиями участников любого взаимодействия друг к другу очень сложно установить свои порядки и добиться их выполнения. В верховой езде все строится на личном общении участников коммуникации, поэтому тренеру нужно придерживаться твердой позиции. Еще до начала занятий обозначьте свои правила и требования. Если вы упустите это вначале, дальше будет сложно, а порой почти невозможно добиться соблюдения этих правил.

Новый клиент либо принимает правила вашего клуба, либо ищет другой с более подходящими для него. Подстраивать и переписывать свои правила под каждого — путь крайне непродуктивный. Вы получите материальные выгоды в краткосрочном периоде, но расшатаете всю работу клуба и потеряете в результате больше.

В то же время, от родителей или друзей ваших учеников может быть несомненная польза. Они — бесценный источник информации о всадниках. Узнайте лучше о привычках, интересах, увлечениях, пристрастиях, психологических или физических проблемах. Выстроив уважительные и доверительные отношения, вы сможете лучше понять, что нужно для более продуктивной работы с вашими всадниками. Ведь порой короткий разговор дает ключи к решению сложных проблем.